САН-ТУР
Контакты | Все страны | Туры на Новый год
 
Флаг России
МОСКВА - ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

часть Москвы имеет радиально-кольцевую планировку. Историческое ядро Москвы - ансамбль Московского Кремля, рядом с ним Мавзолей имени В.И. Ленина на Красной площади, памятник Минину и Пожарскому (1612г. они были предводителями народного ополчения против польской интервенции), храм Василия Блаженного. Церковь Вознесения в Коломенском, архитектурные комплексы монастырей (Андронникова, Донского, Новодевичьего и др.), ансамбли усадеб (Кузьминки, Кусково, Останкино и др.), церкви, жилые и общественные здания 18 - 1-ой половины 19 веков в стиле классицизма: Пашков дом (ныне корпус библиотеки имени Ленина), Благородное собрание, Московский Государственный Университет, Большой театр.

Москва имеет более 60 театров, 100 музеев и 75 высших учебных заведений (в том числе 2 университета), в которых учится около полутора миллионов студентов. В Москве размещается Русская Академия Наук, и также Московский Государственный Университет, самое большое и наиболее престижное образовательное учреждение страны. Город имеет более 4,000 библиотек, (включая Библиотеку имени Ленина), содержащих самую большую коллекцию страны книг и манускриптов. Основные музеи - Треьяковская Галерея, Музей имени Пушкина, Оружейная палата и Алмазный фонд, расположенный в Кремле с коллекцией драгоценных камней и регалий.

В 1997 в Москве появилась новая достопримечательность, располагающаяся рядом с Манежем и Александровским садом.

Манежная площадь - это не только большой торговый центр, но и место культуры и отдыха, оформленная многочисленными фонтанами и сюжетами из сказок А. С. Пушкина.

Китай-город. Исторический район Москвы, включавший Красную площадь и кварталы, примыкавшие к Кремлю с востока. Его часть вдоль реки Москвы называется Зарядье. Был ремесленно торговым посадом. В 1535-1538 годах был окружен каменной стенной с башнями и воротами (разобраны в начале 30-ых годов 20-ого века). В Китай-городе много архитектурных памятников 17-20 веков.

Пушкинская площадь со своими фонтанами, клумбами и старинными фонарями, является одной из самых красивых площадей Москвы.

Летом 1880 в конце Тверского Бульвара был поставлен памятник великому русскому поэту А.С. Пушкину. Средства на памятник были собраны пожертвованиями. В 1950 памятник был помещен на Пушкинскую площадь, где он стоит и сейчас.

На Театральной площади находится один из величайших театров - Большой театр. С любой точки площади можно наблюдать монументальные белые колонны театра. Здание театра украшает колесница из четырех коней, управляемых Аполлоном.

Дом Пашкова, одно из наиболее красивейших зданий в Москве. Дом был построен в 1784-1786 напротив Кремля, его великолепный фасад выходит на Маховую улицу , а его спроектировал известный русский архитектор Василий Баженов.

В 1861 г. в нем располагался музей Румянцева, первый публичный музей и библиотека.

Старый Арбат - пешеходная улица, которая всегда оживлена. Там можно уличных художников - портретистов, музыкантов, мимов, поэтов. На Старом Арбате большой выбор сувениров, множество кафе-ресторанов. На Арбате и соседтсвующеми с ним улицами расположены дома в которых в свое время жили : А.И. Герцен, К.Ф. Рулеев, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь. Сейчас Старый Арбат выглядит намного интереснее чем 10 лет назад, множество старинных зданий было отреставрировано или перестроены.

После прогулки по Старому Арбату можно пройтись по Новому Арбату с его современной архитектурой и многочисленными магазинами.

Высотные здания, как правило, дома, включающие более 26 этажей. В истории московской архитектуры современного времени этот термин применяется обычно к 7 В. з. в 26-32 этажа, построенным в кон. 40 - нач. 50-х гг. по единому градостроительному замыслу согласно специальному постановлению Сов. Мин. СССР (1947): Университет государственный им. М.В.Ломоносова; здание Министерства иностранных дел и Министерства внешней торговли на Смоленской площади; административно - жилое здание на Лермонтовской площади; гостиницы "Ленинградская" и "Украина", жилые дома на пл. Восстания и Котельнической набережной. Расположенные в важнейших (в градостроительном отношении) пунктах столицы, В. з. открыты обозрению издалека и, подчеркивая живописный холмистый рельеф и радиально-кольцевую структуру плана Москвы, являются чрезвычайно существенными ориентирами в ее пространственно построении, обогащают городской силуэт. При возведении В. з. широко применялись сложные каркасные железобетонные и стальные конструкции.

Памятник Юрию Гагарину был поставлен на гагаринской площади в 1980г. Памятник представляет собой 40м. серебряный пьедестал, напоминающий огненный хвост ракеты отрывающейся от земли. На вершине памятника в полный рост Юрий Гагарин в космическом костюме , раздвинувшим руки словно крылья.

Храм Христа Спасителя. В декабре 1812 года последний неприятельский солдат покинул русскую землю. Тогда же было решено в сохранение вечной памяти о подвиге народном построить в Москве Храм Христа Спасителя. Манифест о сооружении храма издал Александр Первый.

История храма сложна и драматична. Первоначально, еще при жизни императора Александра, был принят проект архитектора А. Витберга и началось строительство на Воробьевых горах. После кончины Александра новый император Николай Первый повелел остановить работы, выбрать новый проект и новое место.

Лишь в 1838 году были продолжены работы. На этот раз на берегу Москва-реки, недалеко от Кремля, по проекту молодого архитектора Константина Тона. Строительство велось около полувека. Работали лучшие мастера, художники. Использова-лись лучшие отделочные камни. Финансирование - за счет пожертвований, народных денег. В 1883 году работы были завершены, состоялось освящение храма.

После того, как в стране установилась советская власть, большевики стали ссориться с духовенством, косо поглядывать на церкви и другие культовые сооружения. Попал в немилость и Храм Христа Спасителя. Советские руководители облюбовали место, где стоял храм, для еще более величественного сооружения - Дворца Советов высотой 260 метров (100 этажей) с фигурой Ленина на крыше высотой более 50 метров. 5 декабря 1931 года храм был взорван. Началось строительство дворца. Однако дело не пошло. Из-под земли стала проступать вода, на месте котлована образовалось озеро. В 1960 году здесь построили плавательный бассейн "Москва". А в 1989 году был создан Фонд восстановления Храма Христа Спасителя. Сейчас полным ходом идет восстановление. По старым чертежам, рисункам, фотографиям, воспоминаниям очевидцев. Новый храм в точности повторяет тот, разрушенный. И стоит на том же месте.

Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина был построен в 1898 - 1912 архитектором Р.И. Клейном. Музей хранит одну из крупнейших коллекций художественных произведений зарубежного искусства в России. В его залах богато и разнообразно представлены произведения живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства с древнейших времен до наших дней. Культура и искусство Древнего Египта, искусство Древней Греции, искусство Древнего Рима; Средних веков, искусство эпохи Возрождения Голландии и Фландрии ХVII века; Классическое наследие в искусстве Западной Европы, искусство Франции ХIХ века, истоки искусства ХХ века.

Государственная Третьяковская галерея (полное название Всероссийское музейное объединение Государственная Третьяковская галерея) - национальный музей русского изобразительного искусства X - XX веков. Находится в Москве и носит имя своего основателя московского купца и текстильного фабриканта Павла Михайловича Третьякова. Расположена на двух территориях, отделенных друг от друга несколькими городскими кварталами: комплексе в Лаврушинском переулке (экспозиция и фондохранилище искусства X - XX веков, дирекция, научные отделы, конференц-зал, лекционный зал, инженерно-технические службы и прочие) и здание на Крымском валу (экспозиция и фондохранилище искусства XX века, научные отделы, лекционный зал, инженерно-технические службы и прочие). Это дает возможность представить в одном музее в лучших произведениях всю историю русского искусства от древнейшего периода до творчества наших художников-современников. Кроме того Третьяковская галерея имеет в своей структуре мемориально-художественные музеи: музей-квартира Ап. М. Васнецова, дом-музей В. М. Васнецова, музей-мастерскую А. С. Голубкиной, музей-квартиру П. Д. Корина, дом-музей Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионова (в процессе формирования).

Концертный зал имени Чайковского (1940, архитекторы Д.Н. Чечулин и К.К. Орлов) является одним из центров музыкальной и культурной жизни Москвы. Его аудитория состоит из трех ярусного амфитеатра, имеет великолепную акустику, и она настолько удачно спроектирована, что где бы вы не сидели, вы прекрасно будете видеть сцену.

Московская консерватория имени Чайковского здание конца 18 в. построено архитектором Василием Баженовым для княжны Екатерины Дашковой. В 1901г. был перестроен архитектором Загорским, так что там смогла разместится консерватория, оставив при этом элементы прежнего поместья.

Новое здание Российской государственной библиотеки, построено рядом со своим прежним зданием, домом Пашкова в 1927- 1941гг. по проекту архитекторов В. Шушко и В. Гельфрейха. Фасад здания декорирован скульптурными произведениями: над опорами фасада, выходящего на Маховую ул., 14 аллегорических статуй, а в нишах бронзовые портреты великих русских писателей и ученых. Главный портик украшен декоративным барельефом.

Всероссийский Выставочный Центр. Открытие Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки (ВСХВ) состоялось 1 августа 1939 года. Эмблемой Выставки стала грандиозная скульптурная группа, изображающая тракториста и колхозницу, высоко поднявших над головами золотистый сноп пшеницы.

Выставка представляла собой целый город площадью 136 гектаров с обширным парком, прудами, опытными участками, многочисленными павильонами, сельскохозяйственными постройками - всего 250 больших и малых зданий. Успех Выставки был огромен. С 1 августа по 25 октября ее посетило свыше 3,5 миллиона человек. На ВСХВ работали более 3000 экскурсоводов и гидов. В 1940 году выставка проработала 5 месяцев, ее посетили 4,5 миллиона человек. После войны Всесоюзная сельскохозяйственная выставка вновь приняла посетителей лишь 1 августа 1954 года. Именно тогда была построена монументальная арка Главного входа. Территория Выставки увеличилась до 207 гектаров. Всесоюзная промышленная выставка начала свою работу на территории ВСХВ в начале июня 1956 года. Основной задачей выставки являлся широкий показ успехов науки и передового опыта в промышленности. 28 мая 1958 года было принято решение об объединении сельскохозяйственной, промышленной и строительной (которая действовала в Москве на Крымском валу с 1930 года) выставок в Выставку достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ).23 июня 1992 года ВДНХ была переименована в Государственное акционерное общество "Всероссийский выставочный центр" (ГАО ВВЦ). Инфраструктура Центра создает благоприятные возможности для организации и проведения выставок, ярмарок, праздников, смотров, фестивалей искусств.

Созданный за многие годы на средства государственного бюджета крупнейший выставочный комплекс - Всероссийский выставочный центр - национальное достояние России. И одной их важнейших задач Центра является сохранение и развитие его архитектурного, досугового и выставочного ансамбля.

Мемориал Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Торжественное открытие в Москве Мемориала Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. на Поклонной горе состоялось 9 мая 1995 года.

Первый проект создания Мемориала был предложен еще в 1942 году (архитектор Я. Черниховский), но осуществить его в условиях военного времени не удалось.

23 февраля 1958 года на Поклонной горе установили памятный гранитный знак с надписью: "Здесь будет сооружен памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов". Вокруг посадили деревья, заложили парк, который назвали именем Победы.

В 70 - 80-х годах на сооружение Мемориала от проведенных субботников и личных взносов граждан было собрано 194 млн. рублей. В дальнейшем дополнительно выделялись средства от государства и Правительства Москвы. На весь комплекс отвели участок земли в 135 га.

Началась большая работа по проектированию, обсуждению и выбору лучшего проекта главного монумента Победы. В то время, однако, вопрос оставался нерешенным, ибо ни один из представленных на конкурс проектов не был принят. Так продолжалось до тех нор, пока общее руководство строительством Мемориала не взял на себя мэр Москвы Ю.М. Лужков. И стройка, грозившая сорваться или превратиться в долгострой, была завершена за три года.

В Мемориал входят: Главный монумент Победы (автор проекта 3. Церетели) высотой 142 метра;

Центральный музей Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. площадь 33992 м2 с примыкающей картинной галереей площадью в 3550 м2;

Парк Победы, раскинувшийся на 135 га (в 1,3 раза больше Центрального парка культуры и отдыха им. А.М. Горького);

Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца, освященный 9 мая 1995 года (архитектор А.Полянский, художественное оформление 3. Церетели);

Мемориальная мечеть, возведенная в 1997 году в память воинов-мусульман, погибших в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. (архитектор И. Стажиев);

Мемориальная синагога памяти евреев, погибших в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг. и Мемориальный музей "Холокоста", открытые в 1998 году (архитектор М. Зархи);

Выставки под открытым небом - военной техники и вооружения, боевой техники ВМФ, железнодорожных войск, инженерных сооружений и т.д.

В Парке Победы установлены памятники: "Защитникам земли Российской" (скульптор А. Бичугов), "Пропавшим без вести" (скульптор В. Зноба) и памятный знак "Здесь будет сооружен памятник павшим защитникам Москвы".

Фонтановая аллея - Административные корпуса музея, фондохранилище с реставрационными мастерскими и т.д.

Предусматривается возведение костёла

Музей-панорама Бородинская Битва в настоящее время является единственным музеем России, экспозиция которого подробно рассказывает о ходе всей кампании 1812 года. В 1912 г. Россия готовилась торжественно отметить столетнюю годовщину Отечественной войны 1812 г. В широком спектре мероприятий, которые планировалось провести в честь знаменательной даты, не последнее место принадлежало созданию панорамы, посвященной одному из самых значительных событий войны - Бородинскому сражению. Ф. А. Рубо, к тому времени автору уже двух панорам. С большим энтузиазмом Рубо принялся за написание полотна и, наконец, 29 августа 1912 г. в Москве в специально построенном деревянном павильоне (по проекту П. А. Воронцова-Вельминова) на Чистопрудном бульваре состоялось торжественное открытие панорамы "Бородино". Но, шумно отметив столетие битвы, правительство вскоре забыло о панораме и музей влачил жалкое существование. Его здание было временным, строилось наспех и потому скоро совсем обветшало, а в 1918 г. полотно сняли и скатали на вал..

Новая жизнь панорамы началась в 1962 г., когда было сооружено для неё новое здание на Кутузовском проспекте, недалеко от Поклонной горы (авторы проекта - архитекторы А. Корабельников, А. Кузьмин, С. Кучанов и инженер-конструктор Ю. Аврутин). К торжественному открытию музея - 18 октября - полотно было отреставрировано группой лучших советских художников-баталистов под руководством П. Корина.

Место постройки нового музея было выбрано не случайно: 2 сентября 1812 г., здесь в деревне Фили (предместье Москвы), в избе крестьянина Фролова, происходило историческое заседание Военного совета под председательством фельдмаршала М. И. Голенищева-Кутузова, на котором решалась судьба столицы. В самой "Кутузовской избе", восстановленной в 1887 г., была воссоздана обстановка того памятного Военного совета.

Рядом с избой расположен гранитный обелиск. Он установлен на братской могиле трёхсот русских солдат, скончавшихся в Москве от ран, полученных в Бородинском сражении. В сквере перед зданием музея установлен памятник "М. И. Голенищеву-Кутузову и славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 г.", созданный в 1973 г. скульптором Н. Томским (архитектор Л. Голубовский).

Нескучный сад - старейшая часть Центрального Парка Культуры и отдыха им. Горького, располагается на берегу Москва реки на площади в 100 гектаров. Засаженный кленами, ивами, липами, тополями, он известен своими прудами, клумбами, фонтанами и прекрасными аллеями, украшенными скульптурами. По другую сторону сада на пушкинской набережной находится знаменитый открытый Зеленый театр.

Московский зоопарк, старейший зоопарк в России был открыт в 1864 г. Сначала там было 300 животных, сейчас их число превышает 3000. С 1990-1996 зоопарк подвергся капитальной реконструкции. Был построен очень красивый главный вход с двумя башнями и водопадом.

Древнейшая и центральная часть Москвы, на Боровицком холме, на левом берегу реки Москвы, один из красивейших архитектурных ансамблей мира. В 1156 году

Кремль был укреплен валом; в 1367 году возведены стены и башни из белого камня, а в 1485-1495 годах из кирпича. Башни получили в 17 веке существующие ныне ярусные и шатровые завершения. В Кремле находятся интереснейшие памятники русской архитектуры 15-17веков: соборы - Успенский (1475-1479), Благовещенский (1484-1489) и Архангельский(1505-1508), колокольня "Иван Великий" (1505-1508), надстроена в 1600, Грановитая палата (1487-1491), Теремной дворец (1635-1636) и многое другое. В 1776-1787 годах построено здание Сената, в 1839-1849 - Большой Кремлевский дворец и в 1844-1851 - Оружейная палата. Сохраняются замечательные памятники русского литейного искусства - "Царь пушка" (16 век), "Царь колокол" (18 век)

КРЕМЛЬ: Среди башен Кремля наиболее значительны: Спасская башня Спасская (Фроловская, по церкви Флора и Лавра, находившейся рядом) башня (высота вместе со звездой 71 м). Она по праву считается самой красивой и самой стройной башней кремлевского ансамбля. Спасские ворота, ведущие в Кремль от Лобного места, почитались и почитаются одним из самых благоговейных предметов уважения. События бедственных годин и счастливые, радостные явления - все это напоминают Спасские ворота, которыми проходила, можно сказать, вся русская история.

Спасскую башню украшают Куранты, часы имеющие государственную важность и под бой которых происходит смена караула на всех постах Кремля.

Троицкая башня. Троицкая башня (высота со звездой, установленной в 1935 году, со стороны Александровского Сада равна 80 м). Это проездная башня, находящаяся в центре северо-западной стены Кремля. Ее строительством архитектор Алевиз Фрязин Старый в 1495-1499 гг. завершил возведение укреплений со стороны реки Неглинной, позднее Александровского Сада. Внешне похожа на Спасскую. Квадратная в плане, имела 5 боевых ярусов, ворота прикрывала отводная стрельница, верхняя площадка, которой, как и башни имела бойницы навесного боя. Башня шестиэтажная, с глубокими двухэтажными подвалами, служившими для оборонных целей, а позднее в XVI-XVII вв. использовавшимися как тюрьма. Документы свидетельствуют, что в 1585 году на ней были часы, в 1812 году они сгорели. Так же, как и у Угловой Арсенальной, в связи с угрозой нападения шведов бойницы Троицкой башни были растесаны для установления тяжелых пушек.

Во время последних реставрационных работ в Кремле на Троицкой и Боровицких башнях были установлены часы. Современное название башня получила в 1658 году от Троицкого подворья в Кремле (до этого Ризоположенская, Знаменская, Каретная по соответствующим церквам и Каретному двору в Кремле). Каменный мост, ведущий к башне, носит название Троицкого, въезд на него прикрывает Кутафья башня.

Боровицкая башня. Боровицкая башня (высота со звездой, установленной в 1935 году, 54,05 м) построена Пьетро Антонио Солари в 1490 году на месте древнейшего въезда в Кремль - на Боровицком Холме. Башня получила свое название от покрывавшего эту местность древнего бора. В XVII-XIX вв. официально названа Предтеченской от царя Иоанна Предтечи в Кремле (разобрана при строительстве Оружейной палаты). В конце XVII века Боровицкую башню увенчали шатром. Имеет форму ступенчатой пирамиды (аналогичную башне царицы Сююбеки в Казани). Мощное, квадратное в плане основание продолжается тремя уменьшающимися кверху четырехгранниками. Вся конструкция завершается открытым восьмериком (часть здание, имеющая в плане восьмигранную форму) с высоким каменным шатром. Башня имела 5 боевых ярусов. Бойницы навесного боя находились на верхней площадке. Стрельница в этой башне находится не спереди, как в других башнях, а сбоку с учетом поворота стены. В ходе реставрационных работ в 1970-х гг. восстановлены белокаменные украшения, в том числе щит с гербом Москвы над воротами, а также подвальные палаты. На первом этаже башни помещена часовня, на втором - одна из девяти дворцовых церквей Иоанна Предтечи, перенесенной сюда после слома старинной церкви Иоанна Предтечи, находившейся против нынешнего дворца и называвшейся "под бором". Один раз в год, в храмовой праздник, можно услышать звон в колокола, помещенные на третьем этаже башни. Боровицкие ворота имели утилитарное назначение: через них проезжали к хозяйственным постройкам - Житному и Конюшенному дворам.

Здание Арсенала Здание Арсенала было построено в 1702-1736 архитекторами М.Чоглоковым, М.Ремизовым. Годом позже здание было сильно повреждено пожаром в Кремле. В 1786-1796 оно было восстановлено инженером Л.Герардом по проекту архитектора Матвея Казакова. В 1812 Арсенал был взорван армией наполеона при отходе из Москвы. Позже но был восстановлен архитекторами И.Мироновским , А.Бакаревым.

Вдоль здания Арсенала располагаются 875 трофейных пушек, взятых русским войском у армии Наполеона при отступе из Москвы.

Соборная площадь является центром Кремля. Древнейшая площадь, где происходили важные исторические события.

Она окружена: колокольней Ивана Великого(1505-1508 построена архитектором Фрязиным, имеет большую архитектурную ценность), Грановитой палатой, Успенским собором, Благовещенским собором, Архангельским собором и другими памятниками русской архитектуры.

Грановитая палата. Грановитая Палата была построена во времена правления Михаила Романова российскими мастерами Бажен Огурцов, Ларион Ушаков и другими мастерами в 1635-1636. Ансамбль Грановитой Палаты содержит в себе несколько церквей, которые использовались как частные покои царской семьи.

Успенский собор. Успенский собор (1475-1479) Он был построен итальянским архитектором Аристотелем Фьораванти. За образец ему рекомендовали взять Успенский собор во Владимире. Возведению собора придавалось огромное значение.

Величавость архитектуры Успенского собора - в целости и строгости его пропорций, в могучем пятиглавии куполов. Внутри собора высокие своды, удивительный простор, обилие света и воздуха. Фрески, иконы, резьба по дереву, драгоценная утварь, шитье и другое убранство Успенского собора поражает своим великолепием. Успенский собор был не только первым по значению храмом на Руси, но и главным общественным зданием Русского государства, рассчитанным на проведение пышных торжественных церемоний. Здесь оглашались государственные акты, присягали на верность московскому князю, венчались на царство русские цари, короновались императоры. В соборе похоронены московские патриархи и митрополиты.

Благовещенский собор. Благовещенский собор - домовая церковь русских князей. Он является памятником русского зодчества, в котором собраны достижения национальной архитектуры того времени. Построенный псковскими мастерами в 1484-1489 гг., храм первоначально был небольшим и венчался тремя головами - в 60-х годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви над галереями собора и две ложные над сводами, после него собор превратился в живописное девятиглавое здание. Внутри Благовещенский собор невелик. Обращает на себя внимание необычный пол собора. Он набран из плиток красновато-охристой драгоценной агатовидной яшмы. Большая часть икон, находящихся в соборе написана замечательным художником Феофаном Греком. Есть семь икон праздничного ряда, расположены слева от северной стены собора, и школа с изображением архангела Михаила выполнена великим художником Андреем Рублевым. Почти все иконы этого собора неоднократно записывались, подновлялись. Самые ценные иконы: "Благовещение", "Богоматерь".

Архангельский собор. Архангельский собор. Напротив Благовещенского находится Архангельский собор. Он построен в 1505-1508г итальянским архитектором Алевизом Новым. Архангельский собор отличается нарядностью, обилием декоративных деталей.

Наряден интерьер собора, полностью выполненный в древнерусских традициях.

Фасады расчленены стройными арками и украшены двумя карнизами, которые делят здание как бы на два этажа. Северный и Западный входы собора украшают резные порталы, покрытые золотом и красками. Главный вход собора, расписанный фресками с изображением сцены "Крещения Руси", находится в широком углублении лоджии. Большую ценность представляет икона "Архангел Михаил". Он изображался, как символ уверенности русского народа в победе над врагами. С начала XIV до первой четверти XVIII в Архангельский собор был усыпальницей русских князей. Первым в нем был похоронен Иван Калита. В соборе 46 гробниц.


Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru