Петропавловская Крепость
Уникальный
историко-архитектурный
памятник
Санкт-Петербурга.
Петропавловская Крепость
была основана на небольшом
Заячьем острове
16 (27) мая 1703 года
в ходе Северной
войны.
Этот день считается днем основания города.
История крепости связана с борьбой русского народа за исконные новгородские земли.
По замыслу создателей
крепость должна была защищать невские берега от шведов, перекрывая вражеским судам
вход в Неву со стороны Финского залива.
Однако ей никогда не приходилось принимать непосредственного участия в военных действиях.
В плане крепость имеет вид вытянутого шестиугольника.
Первоначально крепостные стены были деревянно-земляными,
но с 1706 года в течение 35 лет велись работы по перестройке крепости в камне.
Строительством бастионов руководил Петр 1 и его приближенные, отсюда и их названия:
Государев,
Нарышкинский,
Трубецкой,
Зотов,
Головкина,
Меншикова.
Парадным
входом в крепость служили деревянные Петровские ворота, построенные в 1707-1708
годах по проекту Д. Трезини в виде триумфальной арки, обращенной к городской площади.
Ворота украшала статуя святого Петра в человеческий рост.
В верхней части ворот
изображены Бог Саваоф в облаках и воинские доспехи.
Ниже расположен деревянный
барельеф К. Оснера; Низвержение Симона-волхва апостолом Петром.
Христианский
миф повествует о том, как Симон силой волшебства вознесся на небеса, но молитвой
апостола Петра был низвергнут с великим шумом на землю.
Содержание
этого барельефа Аллегорическое изображение победы России на Швецией в Северной
войне.
Через 10 лет, в 1718 году, по проекту Д. Трезини ворота перестроены в камне.
Архитектор сохранил свой первоначальный замысел и перенес барельеф К. Оснера и
резные украшения на новые ворота.
В 1720 году над аркой ворот появился Российский герб двуглавый орел.
Это свинцовое сооружение весит 1069 кг.
В боковых
нишах ворот установлены скульптуры мифологических богинь Минервы и Белонны, олицетворяющих
государственную мудрость и полководческий талант основателя города Петра 1.
Находясь внутри крепости, нельзя не удивляться гению архитектора Д. Трезини, по
проекту которого построены многие здания, в том числе подлинный шедевр русской
архитектуры 18 века Петропавловский собор.
Колокольня с позолоченным шпилем,
крестом и летящей фигурой ангела стала символом Санкт-Петербурга.
Поражает своим великолепием и мастерством исполнения иконостас Петропавловского
собора, вырезанный из дерева по рисункам московского архитектора И. П. Зарудного.
До Октябрьской революции 1917 года собор служил усыпальницей русских царей
и членов царской фамилии.
17 июля 1998 года здесь состоялась церемония погребения
останков последнего императора России Николая II, членов его семьи и приближенных.
В 18 веке крепость стала политической тюрьмой для государственных преступников
и революционеров.
С 1924 года крепость превратилась в музей.
В многочисленных
зданиях и сооружениях разместились мемориальные музеи, выставки и экспозиции.
Каждый день, сохраняя старинную петровскую традицию, с Нарышкинского бастиона
ровно в 12 часов раздается сигнальный полуденный выстрел вестовой пушки.
Кунсткамера
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого и музей М.В. Ломоносова.
Первый в России естественнонаучный музей, основанный Петром I, занимает особое место
среди музеев
Санкт-Петербурга,
Кунсткамера стала первым общественным
музеем России.
Строительство продолжалось с 1718 по 1734 год по проекту архитекторов
Г.-И. Маттарнови, Н.Ф. Гербеля, Г. Киавери и М.Г. Земцова.
Здание Кунсткамеры предназначалось для хранения коллекции монстров и раритетов, собранных
Петром I.
Здесь же располагались обсерватория, библиотека и конференц-зал.
Здание принадлежит к числу немногих хорошо сохранившихся памятников ранней
петербургской архитектуры.
В 1747 году Кунсткамера пострадала от пожара и была
в основном восстановлена архитектором С.И. Чевакинским.
Однако ее башня воссоздана
в первоначальном виде лишь во время реставрационных работ в 1947-1948 годах архитектором
Р.И. Каплан-Ингель.
На основе коллекции Кунсткамеры в 1836 году в
Санкт-Петербурге
было создано 7 академических музеев, один из них этнографический, давший начало
Музею антропологии и этнографии.
Коллекции музея рассказывают об истории, архитектуре,
культуре, ремеслах народов Азии, Африки, Америки и Австралии.
Здесь можно ознакомиться
с собранием знаменитого русского ученого и путешественника Н.Н. Миклухо-Маклая,
который был сотрудником музея.
Три верхних этажа Кунсткамеры занимает музей
М.В. Ломоносова, где хранятся личные вещи ученого, различные научные приборы,
географические карты, астрономические инструменты, мозаики.
Исаакиевский Собор
Исаакиевский собор
здание-музей,
поражающий своим величием.
Этот храм достойно завершает эпоху русского классицизма.
Золотой купол
Исаакиевского собора
виден практически со всех
концов города, а в ясную погоду и из отдаленных пригородов.
Название
собора происходит от святого Исаакия Далматского, в день которого, по православному
календарю, родился Петр I.
Первая, деревянная, церковь была возведена к западу
от Адмиралтейства в 1710 году.
Существующий Исаакиевский собор, четвертый по счету,
возводился по проекту О. Монферрана с 1818 по 1858 год и стал главным произведением
французского архитектора.
Общая высота здания 102 м, длина 111 м, ширина 98 м.
Собор облицован натуральным мрамором серого цвета, портики декорированы
монолитными колоннами красного гранита.
Установка этих сорока восьми колонн, высотой
15 м и весом около 110 тонн каждая, являлась крупнейшим достижением инженерного
искусства.
Около 400 скульптур, выполненных скульпторами И.П. Витали,
Н.С. Пименовым, П.К. Клодтом и другими мастерами на библейские сюжеты, украшают
собор.
Позолоченный купол диаметром 21,8 м имеет оригинальную конструкцию и составлен
из трех оболочек.
Изнутри стены собора облицованы дорогими сортами итальянского
и русского мрамора и другими породами ценных камней: малахитом, лазуритом, порфиром.
Иногда Исаакиевский собор называют музеем камней. В оформлении интерьеров
принимали участие художники К.П. Брюллов, Ф.А. Бруни, В.К. Шебуев и др.
В 1858 году был освящен и стал главным храмом столицы.
С 1931 года в нем открыт
музей, а в настоящее время в дни православных праздников в Исаакиевском соборе
проходят богослужения.
Государственный Русский Музей
Государственный Русский музей
бывший
Михайловский дворец
истинная сокровищница национального искусства.
Живопись,
графика, скульптура, обширная коллекция гравюр, рисунков, предметов прикладного
и народного искусства все это экспонируется в залах музея.
Здание, в котором
размещаются музейные коллекции, построено по проекту архитектора К.И. Росси в
1819-1925 годах и является одним из лучших произведением стиля высокого классицизма.
Позднее, для размещения возрастающей коллекции, архитекторами Л.Н. Бенуа и С.О.
Овсянниковым было построено здание, выходящее главным фасадом на набережную канала
Грибоедова.
Музей учрежден в 1895 году и открыт для публичного посещения в
1898 году.
В фондах музея хранится более 300 тысяч экспонатов.
Особенно великолепна
коллекция картин художников первой половины 19 века (произведения О.А. Кипренского,
К.П. Брюллова, С.С. Пименова, А.А. Иванова и др.).
В саду на площади Искусств,
напротив Русского музея, установлен один из лучших памятников А.С. Пушкину, выполненный
в 1957 году народным художником СССР М.К. Аникушиным.
Храм Вознесения Христова
Спас на крови
Построен по проекту А.А. Парланда и И.В. Малышева в 1883-1907 годах на месте, где 1 марта
1881 года по приговору тайной террористической организации Народная воля
был убит взрывом брошенной бомбы российский император Александр II.
Силуэт
храма, напоминающий своим обликом московский Покровский собор (храм Василия Блаженного),
хорошо вписался в городской архитектурный ансамбль.
Фасады храма облицованы декоративным
кирпичом и прекрасными мозаичными вставками.
Покоряют своей красотой фронтоны
четырех крылец, украшенные мозаичными панно художника В.М. Васнецова.
Внутри здания все стены и своды покрыты высокохудожественной мозаикой, созданной лучшими
мастерами того времени, что делает его своеобразным музеем мозаичного искусства.
Рядом с храмом расположен Михайловский сад, окруженный прекрасной кованой решеткой
(арх. Э. Кверфельд, 1904-1906 гг.).
Меншиковский Дворец
Строительство дворца для фаворита
Петра I А.Д. Меншикова началось в 1710 году по проекту архитектора Д.М. Фонтана.
Вскоре его сменил Г.И. Шендель, возглавляющий строительные работы до 1727 года.
Дворец своими размерами и богатым убранством значительно превосходил все постройки
Санкт-Петербурга.
Перед фасадом каменного трехэтажного дворца находилась пристань,
позади простирался красивейший сад.
Именно здесь принимались иностранные послы,
праздновались победы русского оружия и проходили петровские ассамблеи.
После ссылки Меншикова в Сибирь дворец был передан Сухопутному шляхетскому корпусу
и впоследствии неоднократно перестраивался.
Сегодня, когда завершена длительная
реставрация, во дворце разместился филиал Государственного Эрмитажа, открытый
для посетителей.
Зимний Дворец
Построен по проекту
В.В. Растрелли
в 1754-1762 годах как зимняя резиденция русских императоров.
Дворец представляет собой прямоугольное здание в стиле барокко.
Главный фасад обращен на Дворцовую площадь.
Его центр с тремя въездными арками ступенчато выдвинут
вперед, что придает дворцу особую торжественность.
Главный вход в здание в центре
северного корпуса, обращенного к Неве, ведет к посольской Иорданской
лестнице, откуда начинаются две замечательные анфилады залов Большая и Невская.
В 1837 г., после трехдневного пожара, внутренняя отделка дворца была полностью
уничтожена.
Работы по реставрации производились в 1838-1839 гг. под руководством
архитектора В.П. Стасова и А.П. Брюллова.
Сегодня основные залы дворца сохранили созданные ими интерьеры.
Фасад дворца был восстановлен в первоначальном виде и
радует посетителей своим великолепием.
После Октябрьской революции дворец
был передан
Государственному Эрмитажу
и в его залах разместились музейные экспозиции.
В ансамбль вместе с Зимним дворцом вошли эрмитажные здания, возведенные специально
для художественных коллекций.
Все они соединены по второму этажу крытыми переходами.
Эрмитаж мировая сокровищница искусства, крупнейший художественный музей России.
Датой основания Эрмитажа считается 1764 год, когда императрица Екатерина II приобрела
большую коллекцию картин иностранных художников.
Эрмитаж занимает 5 зданий:
Зимний
дворец,
Малый Эрмитаж 1764-1775 гг.,
архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот,
Старый
Эрмитаж 1771-1787 гг.,
архитектор Ю.М. Фельтен,
Эрмитажный театр 1783-1787
гг.,
архитектор Д. Кваренги,
Новый Эрмитаж 1839-1852 гг.,
проект Л. Кленце,
строили архитекторы В.П. Стасов
и
Н.Е. Ефимов.
Главный фасад Нового Эрмитажа
украшают знаменитые на весь мир скульптуры атлантов, выполненные из сердобольского
серого полированного гранита (скульптор А.Н. Теребенев, 1840-1848 гг.).
Нельзя оставить без внимания и Эрмитажный мост через Зимнюю канавку одно из самых красивых
мест Санкт-Петербурга.