Наследие эгейской культуры в контексте мировой литературы и и истории
История острова накрепко переплетена с древнейшими мифологическими сюжетами, связана с преданиями о рождении и жизни верховного бога олимпийского пантеона — Зевса. Все материальные свидетельства культу ры, а также географические объекты имеют свою мифологическую историю, вошедшую в сокровищницу мировой литературы. Так, согласно античным мифам, гора Ида (Дикта) — место рождения и младенчества Зевса.
Здесь его мать Рея спрятала новорожденного от гнева отца Кроноса, который из страха быть свергнутым своими детьми пожирал их. Рея обманула мужа, дав ему проглотить завернутый камень, а сына поручила своим слугам куретам и корибантам, которые бряцанием оружия и щитов заглушали плач ребенка, забавляли его своими плясками. Младенца вскормила своим молоком коза Амалфея, ее случайно сломанный рог превратился по воле Зевса в рог изобилия. А позднее шкура козы служила богу щитом-эгидой.
Тур в Грецию (Крит) от САН-ТУР, Istron Bay Hotel 5*
Агиос Николаос, Крит - Лассити
Отель находится в уединенном месте, на берегу песчано-галечного пляжа. Белый фасад отеля и зелень тропического сада, великолепный вид на залив Мирабелло, уютная атмосфера и ласковое море, просторные номера, спорт и развлечения. Идеально подходит как для семейного отдыха, так и для индивидуального.
Бронировать Istron Bay Hotel 5*
Сама же Амалфея была вознесена на небо, ее олицетворяет звезда Капелла в созвездии Возничего. Люди живут на острове с глубоких времен палеолита и мезолита. К обитающим в пещерах первобытным охотникам и рыболовам с VII по III тыс. до н. э. прибывали переселенцы из Малой Азии. Благодаря взаимному обогащению и влиянию возникла критская дворцовая культура. Свое происхождение жители Крита также связывают с богом Зевсом, считая себя потомками бога и дочери финикийского царя Европы. Зевс в облике золоторогого белого быка увлек царевну и увез ее через морс на остров Крит.
По преданию, от союза Зевса и Европы родились три сына, с именами которых связываются три самых значительных дворца. Минос, чье имя стало нарицательным для обозначения мудрого и справедливого правителя, царствовал в столице острова — Кноссе. Однако для афинян Минос рисуется грозным и чудовищным противником, требовавшим страшную ежегодную дань: семерых юношей и семерых девушек, предназначенных на съедение царскому сыну — ужасному Минотавру, существу с человеческим торсом и бычьей головой. Вероятно, в этих мифах нашли отражение реальные события истории: они свидетельствуют о былом могуществе Крита, распространившего свою власть на материковую Грецию, в том числе на Афины, которые действительно, вынуждены были платить дань, в частности рабами. Сложная планировка Кносского дворца легко могла послужить прообразом легендарного Лабиринта. Как уже говорилось, изображение двойного топорика (лабриса) повсеместно встречается на Крите. Лабрис — атрибут почитания бога — символизировал магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, был воплощением разрушительной и созидательной силы одновременно. Другим, часто встречаемым на Крите символом Зевса была бычья голова или ее схематичное изображение в виде двух рогов.
Афинский герой Тссей, убивший Минотавра не выбразся бы из путаных коридоров сооружения, если бы не получил от Ариадны, дочери Миноса, влюбившейся в героя, путеводную нить. Даже сегодня на руинах Кносса трудно ориентироваться, несмотря на то что дворец восстановлен не выше второго этажа, а местами вообще сохранились только фундаменты. Вместе с тем каждый элемент ансамбля был тщательно продуман и имел свою функцию. Даже частично реконструированные, не позволяющие представить соору жение целиком, залитые солнцем руины впечатляют своей грандиозностью и позволяют почувствовать дух культуры. Как некогда Артур Эванс, рассматривая в сумерках фрески, почу вствовал присутствие обитателей дворца времен расцвета, словно увидел танцующих женщин, услышал их голоса, так сегодня туристы могут вообразить быт дворцовой жизни, благодаря сохранившимся фрагментам. Двум другим сыновьям Зевса и Европы Сарпедону и Радаманфу приписывается владение меньшими по размерам дворцами в Фсстс и в Маллии. Радаманф, по преданию, будучи самым справедливым из всех людей, после смерти стал судьей над умершими. Сарпедон был изгнан братом Миносом с Крита и поселился в Ликии. Этот герой упоминается в поэме «Илиада» как один из наиболее могущественных союзников Приама, погибший от руки Патрокла. Сарпедон — брат Миноса и Сарпедон — участник Троянской войны в мифах сливались в единый персонаж. Именно так он представлен в не сохранившейся трагедии Эсхила «Карийцы, или Европа». Дворец в Фсстс — второй по величине (9 тыс. кв. м) имеет два открытых внутренних двора. В остальном планировка напоминает кносскую постройку. Дворец в Маллии (7,5 тыс. кв. м) создан в рамках традиции. Все дворцовые сооружения группируются вокруг внутреннего двора.
В западной части расположены святилище. официальные царские помещения, кладовые. Покои царских особ, туалетные и ванные комнаты расположены с восточной стороны. С севера примыкают колонный зал (перистиль). двортеатр со скамьями для зрителей. За пределами дворцовых стен жилые постройки, гигантские круглые зернохранилища. В Маллии внутренний двор по периметру был обрамлен портиками — колоннами, несущими перекрытие. Подобный прием послужил прототипом устройства греческой торговой площади. Отдельно от официальных помещений в Маллии расположена подземная галерея-крипта — углубленный в земле зал с колоннами, предназначенный для советов, собираемых правителями Маллии. Помимо трех известных дворцовых центров на Крите ведутся раскопки в нескольких крупных поселениях меньшего масштаба, но имеющих все признаки минойской дворцовой архитектуры. Дворец в Като-Закросс на восточной оконечности острова, судя по археологическим находкам, играл ключевую роль в торговле с Египтом. Здесь хорошо сохранились внутренний круглый бассейн для ритуальных омовений, колодец для приношений, где было найдено множество ваз, и находящийся за пределами дворцовых стен резервуар для воды, возможно, тоже служивший купальней. В 3 км от Феста — небольшой дворец — вилла на побережье в Агия Триада, по предположению историков, принадлежавшая родственникам или вассалу царя.
Ансамбль построек имеет Г-образный план. В большой внутренний двор для жертвоприношений треугольной формы выходит лоджия из царской комнаты, напоминающей микенский мегарон. Неподалеку от столицы Крита Ираклиона расположены три большие виллы, построенные около 1800 г. до н. э. Это местечко Тилиссос упоминается в минойских глиняных табличках как Ту-ри-со. Лучше других сохранился дом в северо-восточной части с мегароном, спальнями на верхнем этаже, ванной комнатой и залом для жертвоприношений. Многочисленные находки критских поселений хранятся сегодня в археологических музеях (Хания, Рстимно, Сития, Агиос Николаос). Это терракотовые раскрашенные статуэтки богинь, бронзовое оружие, драгоценные минойскис украшения, керамические сосуды разнообразных форм, демонстрирующие разнообразие стилей декоративных росписей. Украшенные растительными орнаментами, изображениями морских животных нарядные сосуды не усту пают по красоте классическим греческим вазам. Крупнейшая коллекция археологических предметов выставлена в музее Ираклиона, втором по значимости после Афинского Национального музея.
Представленные экспонаты свидетельствуют о шеститысячелетней истории Крита со времен неолита до позднеримской эпохи. Наряду с распространенными по всему Криту' находками (статуэтки богинь, керамика, сосуды) в археологическом музее Ираклиона хранятся уникальные экспонаты. Среди них терракотовый диск с нерасшифрованной надписью, глиняные саркофаги с росписями из дворцовых захоронений, фрески из Кносса и Акротири (о. Санторини). В одном из залов демонстрируется шлем воина из пластин, выполненных из клыков вепря. Подобный головной убор описан Гомером в «Илиаде». Критский герой Мерин, выступивший на стороне ахейского царя Агамемнона, носил такой же шлем. Стоит ли говорить, что крупные исторические центры Крита и материковой Греции оказались запечатлены в поэме Гомера. Знаменитый эпизод «Илиады», в котором рассказывается о том, как великие ахейские воины отозвались на призыв микенского царя Агамемнона выступить против Трои, упоминает более тридцати властителей независимых микенских царств. Археологи нашли подтверждение существованию «патообильных Микен», «Пилоса песчаного» с дворцом героя Нестора, Тиринфа— города Диомеда, подвигам которого отводится почти вся V книга «Илиады». По числу кораблей войско Диомеда уступает только полкам Агамемнона и Нестора. Словом, о культуре эгейского мира мы имеем возможность судить нс только по памятникам изобразительного искусства и архитектуры, в которых запечатлены повседневная жизнь и ритуальные обычаи жителей островов и материковой Греции, но также по литературным произведениям Гомера и мифологическим сюжетам, дошедшим до нас часто в авторской обработке того же Гомера и других греческих поэтов и драматургов.
Т. И. Борко
Опубликовано 17 Apr 2018 06:24 pm
Поиск по сайту САН-ТУР
Добро пожаловать!
Огромный выбор уникальных
и
индивидуальных путешествий
представлен на сайте:
Аренда
автомобилей по всему миру,
яхт, островов,
самолетов, вертолетов.
Обращаясь в компанию
САН-ТУР
Вы осуществите свои мечты!
Многие наши клиенты рекомендовали нас своим друзьям
и близким в качестве надежного партнера по выбору отдыха
и поддержке во время путешествий.
Мы заботимся о каждом нашем клиенте и обеспечиваем поддержку
в любой точке земного шара.
Email:
info@santour.ru
т. + 7 (985) 774-37-38
+ 7 (495) 774-37-38
WhatsApp
+ 7 (985) 774-37-38
Часы работы
Пн - Пт: 10:00 - 19:00
Сб: 10:00 - 17:00
Согласие на обработку персональных данных
Все материалы и цены размещенные на сайте, носят информационно-справочный характер и не являются публичной офертой.
Все фотографии и видео найдены в сети интернет в свободном доступе из открытых источников и носят исключительно иллюстративный характер.
© Copyright 2002 - 2024 Santour