На месте поселений, существовавших на островах и в прибрежных областях еще с IV тыс. до н. э., к началу III тысячелетия возникли богатые укрепленные города. Один из них — воспетая Гомером Троя, занимавшая очень выгодное положение на севере Эгейского моря, на побережье Малой Азии (современная Турция), в ближайшей к Дарданелльскому проливу гавани. Везя грузы с драгоценными металлами, керамикой, вином, оливковым маслом, мореплаватели останавливались в заливе и вынуждены были платить дань троянцам за пребывание, пищу и иные услуги. Вероятно, Гомер описал события, относящиеся к XIII в. до н. э., когда завоевавшие господство во всем Эгейском море ахейцы решили подчинить себе и цитадель Трою. Открытие Трои принадлежит немецкому предпринимателю, археологу-самоучке Генриху Шлиману. В 1868 г. он провел разведывательные работы на холме Гиссарлык (с турецкого — «малый замок»), предполагая, что это место легендарной битвы ахейцев с троянцами, описанной поэтом. Дальнейшие раскопки подтвердили гипотезу.
#турывгрецию#роскошныйотдыхвгреции#нудистскиетурывгреции#отдыхвгреции#роскошныеотеливгреции#греция2020#santour#сантур#пляжныйотдыхвгреции#туры
В 1873 г. Шлиман наткнулся на остатки крепостной стены и огромных каменных сооружений, которые принял за развалины дворца 11риа.ма и описанные в «Илиаде» Скейские ворота, у которых происходило трогательное прощание троянского героя 1 ектора со своей женой Андромахой. На самом деле Шлиман добрался до более древних археологических слоев Трои и раскопал город III тысячелетия до н. э. Среди находок археолога содержится множество предметов быта: терракотовые и серебряные сосуды с ручками, медные котлы и разнообразные кувшины; медное оружие (наконечники копий и стрел) и щиты. Значительную часть коллекции составляют предметы ритуального назначения, среди которых выделяются необычной формы анропоморфные сосуды с широким луловом, головой-отверстием для наполнения сосуда. Хорошо отполированные нефритовые топорики, датируемые также 2550-2250 гг. до н. э., скорее всего, имели культовый характер.
Самые ценные предметы, обнаруженные Шлиманом у городской оборонительной стены Трои, золотые украшения, названные археологом сокровищами Приама. Изящные серьги, декоративные застежки-фибулы, кольца, золотой кубок для питья, красивейшая диадема, выполненная из множества крошечных золотых пластинок различных форм, колье и ожерелья всего около 10000 предметов. «Клад Приама» был тайно вывезен Шлиманом из Турции и завещан Берлинскому Государственному музею древнейшей истории, в 1945 г. советскими войсками вывезен в СССР и лишь недавно возвращен правительству Германии. Как уже говорилось, каменные стены и золото, найденное Генрихом Шлиманом, относятся к более древним культурным слоям, чем гомеровская крепость, которую осаждали войска греческого правителя Агамемнона. Троя представляет собой многовековое поселение, в котором каждый последующий город строился поверх развалин другого города. Самое древнее поселение городского типа— Троя I скрывает под собой стоянку бронзового века — Трою 0, на уровне которой найдены примитивные орудия и простейшая керамика. Шлимановский раскоп относится к уровню Трои II, которая, как и гомеровская Троя VI, была уничтожена пожаром. От этого периода сохранилась мощная оборонительная стена, сложенная из грубо обработанных больших камней разного размера. Грубые швы между каменными блоками, их шероховатая поверхность усиливают ощущение защищенности и неприступности сооружения. Гак что функциональное значение фортификационной постройки оборона подчеркивается художественно-образным решением.
От следующего слоя Трои VII помимо остатков крепостной стены сохранились развалины жилых домов. Невысокие стены из плоских камней, сложенных на растворе, возвышались над фундаментами, а в узких углублениях пола были припрятаны громадные кувшины с припасами зерна и вина, что наводило на мысль об осаде. Поэтому слой VII археологи также рассматривают как гипотетичную Трою «Илиады». К тому' же обожженные пожаром и разрушенные стены построек и другие свидетельства (останки людей с поврежденными скелетами) указывали на драматические события, которые, действительно, похожи на военные события завоевания города. В верхних слоях находился греческий город Троя VIII и последний уровень римского периода с величественными зданиями Троя IX. Более полное представление об устройстве эгсйских городов можно получить на примере раскопок континентальных поселений Греции, таких как Микены, Гиринф, Пил ос, Орхомсна, Аргос. Шлиман, проводивший в 1874-1876 гг. раскопки в Микенах, пребывал в полной уверенности, что обнаружил описанную Гомером столицу ахейского царства и дворец правителя Агамемнона, затеявшего войну с Троей. Легендарных жителей Пелопонссса Гомер называл ахейцами. Слово «эллины» вошло в употребление значительно позже, а слово «греки» происходит от латинского названия, которое дали проживающим здесь племенам римляне. Ахейская, или микенская, культура окрепла к 1600 г. до н. э. и прекратила свое существование около 1050 г. до н. э. Ахейцы — строители колоссальных крепостей с тяжелыми оборонительными стенами, сложенными из массивных каменных блоков.
Их строительная техника казалась невероятной уже и древним грекам, воображавшим, что подобные стены могли возвести только мифические великаны циклопы, поэтому микенская кладка получила название «циклопической». Шлиман, проводя бессистемные раскопки, наткнулся на захоронения внутри крепостной стены Микен. Внутри круглой каменной гробницы циклопической кладки покоились останки 19 мужчин, женщин и детей, завернутых в погребальные пелены с кусочками золотой фольги. Клад из могилы оказался богаче сокровищ Приама. Множество драгоценных украшений: брошей, булавок, браслетов в виде спиралей, змеек; золотых кубков для питья. Самыми загадочными предметами оказались маски, накладывавшиеся налицо покойного. Они выполнены из тонкого листового золота методом чеканки. Нельзя говорить о портретном жанре, хотя одна из масок названа Шлиманом лицом Агамемнона. В масках не отражены индивидуальные черты, скорее, передан какой-то типаж: круглое лицо с бородой и усами, намеченными штриховыми вмятинами, тонкие губы, словно растянутые в улыбку, близко посаженные глаза, прикрытые веками. Впоследствии в Микенах было обнаружено пять круглых могил, предназначенных для царских захоронений. Подобные циклопические сооружения, предназначенные для погребения знати, судя по богатым приношениям и дарам, найдены были и в других городах материковой Греции. Они датируются 1600-1450 гг. до н. э„ временем возникновения укрепленных городов — центров небольшой округи с несколькими населенными пунктами, являвшихся местом царской резиденции. Расцвет микенской культуры, период строительства больших дворцов, приходится на XIV—XIII вв. до н. э. В период наивысшего подъема меняется облик царских захоронений. Новый тип погребального сооружения называется толос. Это круглая в плане камера-склеп, выложенная из хорошо подогнанных каменных блоков внутри холма под землей. Перекрытие гробницы представляет собой ложный свод (предшествующий куполу), то есть образовано рядами кладки с напуском.
Каждый верхний ряд нависает над нижним, постепенно смыкаясь в центре. Затем уступы были обтесаны таким образом, чтобы придать «куполу» гладкую сферическую форму. К внутреннему помещению вел узкий длинный, обнесенный стенами проход, вырубленный в склоне холма и укрепленный обтесанными камнями. Наиболее впечатляющий пример толосовой гробницы построенная в XIII в. до н. э. в Микенах сокровищница Атрея, условно названная в честь легендарного ахейского царя. Монументальность сооружения определяется внушительными размерами (высота— 13 м, диаметр— 14,5 м). Величественный характер постройки подчеркивается великолепием кладки из цветных пород камня. Тщательно подогнанные каменные блоки, большие по размеру, постепенно уменьшаются и становятся тем мельче, чем ближе к потолку. На самом верху' плиты сходятся, образуя продолговатой формы ложный купол. Строительство толосов приходится на расцвет микенской культуры. К 1400 г. до н. э. микенцы обосновались по всей Аттике, установили прочные связи с островами и Малой Азией. Торговали оливковым маслом, вином, благовониями, шерстью. Особая статья доходов — экспорт кинжалов, изготовление бронзовых мечей, секир. Микенская держава с самого начала опиралась на воинскую аристократию. К XIII в. до н. э. вооруженные силы империи достигли высокого уровня боевого иску сства и технической оснащенности, что позволило ахейцам стать хозяевами моря и даже подчинить сильнейшую морскую державу минойцев, развивавшуюся в течение нескольких тысячелетий на острове Крит. Военная мощь ахейцев зафиксирована в искусстве. Росписи на керамических вазах и сохранившиеся фрагменты дворцовых фресок показывают сцены битв и сражений, шествия воинов в полном облачении. В эпических поэмах Гомера микенцы описаны сильными и могущественными воинами, гневливыми и отважными.
Вся история микенского царства разворачивается вокру г завоевательных битв и походов. Соответственно городская архитектура XIII в. до н. э. принимает фортификационный облик. Город Пилос, прежде не обнесенный защитной стеной, к этому времени тоже приобретает мощные высокие заграждения. Тиринф, Орхомена, Пилос, как и Микены, построены на скалистых холмах. Вокруг акрополя (грсч. укрепленный город), окруженного тяжеловесной стеной циклопической кладки, располагались кварталы ремесленных мастерских (каменщиков, корабельщиков, столяров). На окраинах селились земледельцы, козопасы, дровосеки, угольщики и прочие рабочие. Характерной чертой всех микенских городов являлось их развитие вокруг царского дворца. Резиденция царя была средоточием власти политической и религиозной. Кроме того, дворец являлся не только военным и гражданским центром подвластной ему области, но также промышленным, хозяйственным и экономическим. Дворец включал в себя множество комнат, вереницей сходившихся к центральному залу, являющемуся узлом архитектурной планировки и смысловым центром дворца, олицетворением мощи властителя. Мегарон—тронный зал наличествует во всех дворцовых постройках микенской империи, являясь отличительной чертой материковой архитектуры (планировка дворцовых сооружений на островах несколько иная). Помещение представляет собой прямоугольную комнату с круглым очагом в центре. В потолке над очагом, в котором пылал открытый огонь, проделано квадратное отверстие, по углам поддерживаемое расширяющимися кверху колоннами. У восточной стены просторного зала стоял царский трон. Судя по остаткам росписей, стены мегарона украшались сюжетами, символизирующими незыблемость власти царя, изображениями львов и грифонов, растительными орнаментами, стилизованными изображениями морских животных (вероятно, эмблема правителя). Пол тронного зала сделан из прессованной глины, покрытой гипсом, и украшен узорами. В мегарон вели большие сени. Вход был декорирован двумя колоннами, расположенными между двумя выступами стен. Данная конструкция послужила прообразом для строительства первых храмовых построек греков. В дворцовых постройках стены возводились не из мощных каменных глыб, а из сырцового кирпича и укреплялись деревянным каркасом.
Стены и потолок покрывались штукатуркой, на которую наносилась роспись. Царская резиденция включала не только жилые помещения, но также хозяйственные и складские, кладовые и хранилища продовольственных припасов и различной утвари. Во дворце правителя в Пилосс, так называемом дворце Нестора (описанного Гомером героя, выступившего вместе с Агамемноном против Трои с большим флотом), неподалеку' от входа обнаружена ванная комната с терракотовой ванной. К ней примыкала невысокая ступень, чтобы легче было алезать и вылезать. Ванна снабжена полочкой для банных принадлежностей, большими кувшинами для воды, меньшими для натираний, масел и благовоний. Пол имел гипсовое орнаментированное покрытие и остатки стока, выходившего в подземную систему сточных керамических труб, соединявшую разные части дворца и выводившу ю использованную воду за пределы соору жения. Крупной находкой во дворце Пилоса, свидетельствующей о величайших достижениях эгейской культуры, стало открытие архива с глиняными табличками, свидетельствующими о создании письменности древнейшими племенами Греции. Тексты, написанные линейным письмом В (так обозначили письменность микенцев ученые), включали наряду с буквенными обозначениями пиктограммы, то есть схематичные рисунки с изображением предметов, а также значки, обозначающие числа. Расшифровал линейное письмо В британский архитектор Майкл Вснтрис, предположивший, что тексты табличек написаны на древнейшем греческом языке. То есть архаическая микенская письменность послужила основой для создания древними греками, наследниками микенской культуры, письменности. Однако линейному письму В предшествовала письменность, возникшая, вероятно, на острове Крит, названная линейным письмом А. Возраст глиняных табличек, написанных на этом не расшифрованном до сих пор наречии, — более трех с половиной тысяч лет. Сами символы имеют сходство со знаками письма ахейцев, но слова, сложенные из этих знаков, принадлежат неизвестному язык).
В начале XII в. до н. э. ахейские государства Микен, Тиринфа, Пилоса по неизвестным причинам погибли, к XI в. до н. э. микенцы исчезли с арены истории. На территории Пслопонесса начались «темные века» — период, от которого не осталось каких-либо значимых материальных свидетельств и артефактов. Но микенская культура оставила свое наследие грекам, перенявшим язык, а вместе с ним мифы и предания о богах и героях, составившие позднее ядро классической греческой литературы. Возможно, некоторые черты религии были восприняты греками. Архитектурные принципы. разработанные микенцами, послужит основой строительного искусства греков. Это планировка города с акрополем на холме и распростершимися вокруг кварталами. Инженерная конструкция ложного свода стаза предшественницей купольного перекрытия. Мегарон послужиi прообразам греческих храмов. Колонны, поддерживающие перекрытие и вход, оформленный колоннами (портик), были популярны не только у греков. но по сей день используются в архитектуре. Между тем микенцы сами многое заимствовали у покоренных народов Крита.
Т. И. Борко.Поиск по сайту САН-ТУР
Добро пожаловать!
Огромный выбор уникальных
и
индивидуальных путешествий
представлен на сайте:
Аренда
автомобилей по всему миру,
яхт, островов,
самолетов, вертолетов.
Обращаясь в компанию
САН-ТУР
Вы осуществите свои мечты!
Многие наши клиенты рекомендовали нас своим друзьям
и близким в качестве надежного партнера по выбору отдыха
и поддержке во время путешествий.
Мы заботимся о каждом нашем клиенте и обеспечиваем поддержку
в любой точке земного шара.
Email:
info@santour.ru
т. + 7 (985) 774-37-38
+ 7 (495) 774-37-38
WhatsApp
+ 7 (985) 774-37-38
Часы работы
Пн - Пт: 10:00 - 19:00
Сб: 10:00 - 17:00
Согласие на обработку персональных данных
Все материалы и цены размещенные на сайте, носят информационно-справочный характер и не являются публичной офертой.
Все фотографии и видео найдены в сети интернет в свободном доступе из открытых источников и носят исключительно иллюстративный характер.
© Copyright 2002 - 2024 Santour