САН-ТУР
Информация для туристов Путешествия как средство распространения культур
 
Путешествия как средство распространения культур

Путешествия как средство распространения культур

Туризм является не только видом рекреационной, восстанавливающей работоспособность и естественную гармонию человеческого организма деятельности, но и таким ее видом, который расширяет каналы коммуникации между различными социумами в условиях современных глобализационных процессов. В этом контексте и в этой своей функции туризм может служить средством расширения объема согласованной взаимодействия социальных субъектов, в том числе и целых социумов в существующем глобальном пространстве, с целью решения насущных глобальных проблем. Эвристическим для понимания социальной и культурологической сущности туризма является его понимание как перемещение больших групп людей в иное социокультурное и коммуникативную среду.

Такое постоянное пребывание значительных контингентов представителей одной культуры в социальном пространстве другой культуры означает, что анализ социокультурной структуры и динамики большинства общественных организмов требует постоянного учета эффекта туристической кросс- культурной межрегиональной коммуникации, которая в значительной мере ускоряет взаимодействие культур различных регионов планеты, которые принадлежат разным странам, или принадлежать к одной полиэтнической стране.

Путешествия как средство распространения культур

Бесспорно, что такая интенсивная взаимодействие и коммуникация представителей различных социумов ускоряет взаимодействие систем ценностей индивидов и социальных групп, совершенствует язык их взаимодействия и взаимопонимания, производит общий знаменатель в их жизненных ориентирах, мотивациях и ценностях, способствует возможности большей координации их действий в различных сферах общественной жизни – экономической, политической, экологической, культурной. По масштабам передвижения и контакта представителей одного социокультурного региона с представителями другого туризм, бум которого приходится на вторую половину XX - начало XXI века, значительно превосходит другие заметные перемещения больших групп людей, имевших место в предыдущей истории человечества. Ведь сейчас ежегодно 700 млн жителей планеты принимают участие в выездном туризме, а 2,2 млрд-во внутреннем.

Благодаря этому международная экономика, политика, культура постепенно становятся всемирными экономикой, политикой, культурой. Постоянное пребывание больших контингентов людей из развитых стран, которые привозят с собой немалые суммы денег, в развивающихся странах, создает в последних большое количество рабочих мест в индустрии туризма и смежных отраслях, сближает экономические уровне жизни этих стран. Благодаря туристической деятельности в соответствующие регионы многих стран вкладываются значительные средства на охрану природы и развитие культуры, охране памятников истории и традиционных промыслов. Изучая потребности и интересы друг друга, путешествующая и принимающая стороны производят базу для взаимопонимания и более глубокого социального взаимодействия, в результате которой вполне могут сформироваться сначала значительные региональные политические объединения, а впоследствии и единственная мировая держава.

Таким образом, увеличение масштабов перемещения больших групп людей в другой социокультурное пространство является одной из важнейших тенденций современного мирового развития, которая существенно трансформирует сущность современного общества. Вполне очевидно, что восприятие туристом новой географическо- ландшафтной и (или) культурно-исторической среды происходит обычно в состоянии релаксации, а также активизации познавательного интереса. Турист входит в состояние незаинтересованного эстетического, культурно- мировоззренческого восприятия. Возвышенно-эмоционально, эстетически, познавательно-духовно он погружается в непривычную для него среду, глубже чувствует этнические архетипы, которые характерны для того региона, где он осуществляет в данный момент туристскую деятельность. Поэтому заслуживает внимания анализ развития личности туриста в процессе осуществления им туристской деятельности, гармонизации противоречивых сторон его жизненных мотиваций, углубленный диалог с необычной культурой, в которую он на некоторое время погружается. Поэтому прежде всего проанализируем личностное измерение туристской деятельности как одно из оснований формирования незаинтересованной в непосредственном коммерческом результате коммуникации личностей как представителей разных социумов и культур.

Ведь одним из решающих факторов, обусловливающих туристическую деятельность, является стремление человека к развитию собственной личности, желание глубже познать как окружающий мир, так и саму себя. Это инициирует вопрос о важности исследования личностного измерения туристской деятельности для понимания внутренних механизмов, которые стимулируют человека стать туристом, определяют то, что ожидает получить турист от туристской деятельности, основных мотивов, которые побуждают его к этой деятельности, основные мотивационные и ценностно- реализационные этапа осуществления этой деятельности, а также влияние данного процесса на изменения в физическом, психологическом и морально- психологическом состоянии личности после туристского путешествия. Существенным аспектом в синергетическому взаимодействия социокультурных систем является туристическая коммуникация. Ведь в разносторонних контактах представителей одного общества с представителями другого происходит их взаимодействие социокультурных ценностей, способов жизни, мировоззренческих ориентаций и практических интенциональностей больших групп людей, принадлежащих к разным социальным организмов. Одним из основных каналов взаимодействия различных общественных систем и административно-территориальных единиц определенной социальной системы является коммуникация. Главной особенностью межкультурной коммуникации в туризме является непосредственный контакт индивидов и их групп в отличие, скажем, от опосредованного контакта их через электронные средства коммуникации. В процессе коммуникации происходит обмен социальных смыслов между людьми, передача от одного социального субъекта другом своих ценностно-мировоззренческих предпочтений и ориентиров, взаимопонимания, реинтерпретация жизненных ценностей и ориентиров другой через собственный жизненный опыт.

Действия индивидов, направленные и сознательно ориентированы на их смысловое восприятие другими индивидами, называют коммуникативными действиями. В результате коммуникативного взаимодействия людей устанавливается социальная общность, интегрированность общества. Важными функциями коммуникации является побуждение одними субъектами других к деятельности (приказ, просьба, убеждение, внушение), передачи истинной или ложной информации, установление и поддержание контакта, рассчитанное на восприятие другого субъекта, выражения собственных идей и переживаний. Сфера туризма является такой сферой (прежде всего для туристов), в которой устанавливаются отношения доверия, солидарности, взаимопонимания между представителями различных этносов, культур, социумов, которые постепенно распространяются на отношения между этими этносами, культурами, социумами в целом. Коммуникативные отношения, основанные на взаимопонимании, диалоге, духовности, устанавливаются как между туристами и туристическими фирмами и представителями местной культуры и общества, так и внутри самих туристических групп, которые могут быть как специально организованными, так и стихийно созданными самими туристами. Коммуникация в путешествии может быть целевым способом запланированной или незапланированной. Можно различать несколько видов коммуникации в туризме. Это может быть стихийная коммуникация туристов в местах курортного отдыха, например, на морском или горном курорте.

Другой будет коммуникация туристов, которые посещают историко- культурные памятники, культурно-зрелищные мероприятия, театры, концерты, олимпиады, другие спортивные соревнования, карнавалы. Совсем другим, более глубоким и специализированным, будет общение во время конгрессов, научных конференций, семинаров, симпозиумов и т.п. Особой будет коммуникация в паломническом туризме, во время длительных посещений монастырей, школ медитации и духовного самосовершенствования. Много туристов в течение года осуществляют несколько путешествий различных типов, которые могут последовательно охватывать почти все из перечисленных выше видов коммуникаций. Уровень межкультурной, межсоциумной коммуникации в туризме определяется, кроме прочего, уровнем личностного и цивилизационного развития представителей разных социумов, которые непосредственно контактируют между собой, а также созданием благоприятных условий для такой коммуникации.

Производительность и результативность туристической коммуникации зависит от мотивационной готовности субъектов коммуникации, надежду найти благодаря такой коммуникации ответ на важные смысложизненные, мировоззренческие проблемы, расшифровки новых мировоззренческих смыслов, содержащихся в другой культуре, или заимствования других, более экологичных (в широком смысле) с точки зрения туриста, способов жизни иного этноса, народа. В туристической поездки благодаря контакту с другими культурами и образами жизни у туриста может инициироваться глубинная внутренняя коммуникация с собственным культурным (и/или коллективными) бессознательным, которая будет стимулировать творческий личностное саморазвитие и самореализацию индивида. Кроме того, межкультурная межличностная коммуникация не исчезает после возвращения туристов из путешествия, но продолжается в их собственном социокультурной среде в снятом (Г. Гегель) виде. Духовно и культурно обогащенные после путешествия, туристы переносят межкультурный, межцивилизационный коммуникативный процесс в собственное социокультурное пространство, реинтерпретируя воспринятые во время путешествия заимствования, а также эксплицированные благодаря межкультурному диалогу собственные коллективно-бессознательные социокультурные модели. Такой диалог культур делает каждую из них более универсальной, более креативной, более интегрированной в глобальный социокультурный мультиверсум. Вместе с этими процессами производится универсальный язык глобальной коммуникации, которая охватывает не только экономическую, политическую, научную, торговую, правовую, но и чувственно-эмоциональную и идейно-смысловую сферу. Причем такая универсальная речь отнюдь не нивелирует культурную самобытность и личностную индивидуальность самых разнообразных субъектов этой коммуникации.

Когда человек попадает в социокультурную среду, которое отличается от привычного для нее, она вступает в контакт с другим мироощущением и мировосприятием, свойственным этому новому среде. Если homo viator (человек путешествующее) вступает в глубинную экзистенциальную коммуникацию со специально подготовленной частью местного населения (экскурсоводы, историки, археологи, литературоведы, искусствоведы, вообще культурные гиды), то может произойти диалог между мировосприятием, мироощущением и миропониманием представителей этих контактирующих культур. Особенно важными для мировоззренческого взаимопонимания является ознакомление с мифологемами, легендами, философскими представлениями, а также руководящие указания в отношении степени возможного внесения изменений в мировой порядок со стороны человека, которые существуют у другого народа, этноса, этнической подгруппы. Не исключено, что такой контакт с нестандартным мировоззрением может создать повод для целенаправленного осознание собственного мировоззрения и миропонимания, а также осознание общих и отличительных черт, принципов, парадигм собственного и другого мировоззрения. Благодаря этому турист начинает чуть ли не впервые осознавать границы и особенности собственного мировоззрения, глубже понимать межличностные и общественные отношения как внутри собственного социума, так и мировоззренческие универсала всего глобального сообщества, которые раскрываются через конкретные формы локальных различий в мировосприятии и мировоззрении людей. Благодаря этому у туриста формируется непосредственное (а не абстрактное) ощущение единства человечества. Важной составляющей мировоззрения человека является система ее ценностей и ценностных ориентаций. Ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности. В них отражается выборочное, субъективное отношение личности к объективных условий ее жизни. Важнейшей функцией этих ориентаций является функция регулятора поведения индивида.

В процессе межкультурной коммуникации, которая осуществляется на протяжении путешествия и продолжается в o снятом виде после ее завершения, происходит определенная трансформация ценностных ориентаций, их сравнивают с другой конфигурацией базовых жизненных ценностей, воспринимают их общие и отличительные черты. Это способствует переосмыслению собственных жизненных ценностей, наполнению их универсальными общецивилизационными смыслами. Особая роль туризма в формировании высокого уровня моральной солидарности вытекает из незаинтересованных в коммерческом выгоды мотиваций массового субъекта туристической деятельности. Турист, конечно, платит определенную сумму денег за туристические услуги, но при этом стремится интересно и познавательно провести время отдыха. Так, например, чем другим можно объяснить огромное количество групп японских туристов в странах Западной Европы и, в частности во Франции и ее столице Париже?

Это создает предпосылки того, чтобы субъект туристской деятельности уже заранее сформировал себе установку на положительный результат путешествия отдых, познание окружающего социально-культурного мира и стремился основном положительно проявить в другом социальном и культурном среде свои лучшие нравственные качества. И хоть туристская деятельность в сфере межсоциумной коммуникации по своему значению уступает международной политике и экономике, однако по уровню позитивного потенциала, направленного на объединительные цели глобального сообщества, она наверняка превосходит упомянутые сферы деятельности социальных субъектов. Таким образом, туристская деятельность, кроме своей прямой и непосредственной рекреационной функции, выполняет также и важную цивилизационную, гуманизирующую и, в конце концов, функцию своеобразной сети коммуникации, направленной на интеграцию ценностей и согласование целей разных социумов в глобализационной деятельности.


Яндекс.Метрика Индикатор цитирования Яндекс.Каталога