САН-ТУР
Контакты | Все страны | Туры на Новый год
 
Информация для туристов - Аэропорт и вокзал, самолет и поезд. Или основные службы в аэропорту и на вокзале, что необходимо делать, процедура регистрации на рейс в аэропорту и т.п.
О компании >> Схема проезда
 
 

Путевки и билеты куплены, багаж сложен, информация о стране получена, и вот настает тот долгожданный день, когда вы отправляетесь в путешествие. А начинается ваше путешествие на вокзале или в аэропорте.

С вокзалом дело обстоит проще, в основном все мы хотя бы раз ездили на поезде, а путешествие за границу ничем принципиально не отличается от поездки в Москву или в Питер. Прибыв на вокзал, посмотрите на табло прибытий и отправлений поездов, на каком пути и на какой платформе находится ваш поезд, а также откуда начинается отсчет вагонов: с головы или с хвоста поезда (если такая информация, конечно, есть на табло). Обычно состав на путь подают минимум за полчаса до отправления поезда, но могут подать и раньше, особенно если поезд - международный. Так что если до отправления вашего поезда осталось минут двадцать, а на табло нет никакой соответствующей информации, то не стесняйтесь обращаться в справочное бюро, там вам подскажут, где находится поезд или сообщат, почему задержано отправление и на сколько.

При посадке проводник обязательно спросит ваш билет, так что не кладите его далеко в сумку. Кстати, если вы потеряли, испортили или забыли билет, его можно будет восстановить (так как данные о вас есть в базе железнодорожного вокзала), только за операцию по восстановлению билетов придется заплатить 80 руб. 50 коп. Вместе с собой вы можете провезти не более 36 кг ручной клади (для вагонов СВ - 50 килограммов), размер которой по сумме трех измерений (длина, ширина и высота) не превышает 180 см. Если багажа больше, то за него придется платить дополнительно, а если багаж еще и отличается большими габаритами, то его придется отправить в багажный вагон. Особо ценные предметы вы можете перевозить в передвижной камере хранения за 113 руб. с каждого места.
Уже в поездке проводник еще раз проверит ваши билеты и предложит постельное белье (если только оно не входит в стоимость билета, что возможно для вагонов повышенной комфортности и класса "люкс"), стоимость которого зависит от типа поезда (скорый, скоростной, пассажирский, фирменный), класса вагона (плацкарт, купе, спальный вагон) и дальности пути. В конце поездки вы сможете взять квитанцию за оплату постельного белья, если вам это необходимо (например, если вы едете в деловую поездку, оплачиваемую фирмой). Помимо постельного белья в течение поездки проводники предлагают пассажирам чай и кофе, свои услуги предлагает и вагон-ресторан. Бесплатно же вам обязаны предоставлять кипяток, медикаменты из аптечки, шашки, шахматы и прочие настольные игры, стаканы и ложки. Если на вашу станцию поезд прибывает ночью или рано утром, то вы имеете полное право попросить проводника разбудить вас. Вот, пожалуй, все основные моменты, которые надо знать, отправляясь в путешествие на поезде.

Но все же, направляясь за границу, мы чаще пользуемся самолетом, и наше путешествие начинается в аэропорте. Прежде, чем сесть на самолет, вам предстоит зарегистрироваться на рейс (т.е. уведомить представителя авиакомпании-перевозчика за специальной стойкой регистрации о том, что вы прибыли и собираетесь лететь рейсом, указанным в билете), получить посадочный талон с указанием вашего места в салоне самолета, сдать багаж в багажное отделение самолета, пройти паспортный и таможенный контроль.

Регистрация на международный рейс обычно начинается за два с половиной часа до вылета, чтобы пассажиры имели достаточно времени для прохождения паспортного контроля и таможни. Регистрация заканчивается за 30-40 мин до времени вылета, и пассажиры, опоздавшие на регистрацию, могут быть не приняты к перевозке, поэтому приезжайте в аэропорт заранее, не менее чем за два часа до вылета, а то и раньше, так как в связи со строгим контролем безопасности при входе в здание аэропорта какое-то время вы потратите только на прохождение этого контроля (после захвата самолетов террористами контроль был очень жестким, и в аэропорт выстраивалась большая очередь, в которой приходилось стоять час или два) и еще какое-то время будете стоять в очереди у стойки регистрации. Однако если вы летите первым или бизнес-классом, то можете приезжать в аэропорт без такого большого запаса времени, так как сможете пройти регистрацию без очереди или вообще на отдельных стойках авиакомпании-перевозчика.

Своевременное прохождение регистрации обеспечит вам и наиболее удобное для вас место в салоне самолета (если только место уже не указано в билете, хотя обычно оно определяется при регистрации), так как чем раньше вы придете на регистрацию, тем больше у вас будет выбора. Если место в самолете для вас значимо, то рекомендуем еще дома изучить схему салона того типа самолета, на котором вы полетите, которая наверняка будет в брошюрах с расписаниями авиакомпаний. Если вы хотите, чтобы перед креслом было больше пространства и можно было вытянуть ноги (это особенно важно во время длительных и особенно ночных перелетов), то стоит взять места в первом ряду салона или перед запасными выходами. Если вы не хотите, чтобы соседи беспокоили вас во время полета, берите место у иллюминатора. А если вы предполагаете часто вставать (пользоваться туалетом или доставать что-нибудь из ручной клади, лежащей на верхней полке), лучше взять место рядом с проходом. Если вас укачивает, выбирайте место рядом с крылом.
Если вы будете вынуждены как можно скорее покинуть самолет после посадки, то лучше садитесь в первых рядах у прохода. Когда вы летите вдвоем, можете взять не соседние места, а место рядом с проходом и место у иллюминатора: если рейс не слишком загружен, место посередине, скорее всего, останется свободным и у вас будет больше пространства, что особенно важно при ночных и длительных перелетах.

При регистрации на рейс вы отдаете представителю авиакомпании свой билет, он проверяет по компьютеру, действительно ли вы числитесь в списках пассажиров и, оставив у себя полетный купон, выдает вам посадочный талон, в котором указываются фамилия и имя пассажира (латинскими буквами, как в загранпаспорте), а также его пол, пункт отправления самолета (с названием аэропорта) и пункт назначения, номер рейса, класс перевозки, дата и время вылета, время окончания посадки на рейс (обычно посадка заканчивается с завершением регистрации, то есть за 30-40 мин до вылета), место в салоне самолета и номер выхода на летное поле, от которого вас либо провезут к трапу самолета на специальном автобусе либо пропустят через специальный "рукав" непосредственно в салон самолета. Обычно при регистрации вы также сдаете свой багаж в багажное отделение (кроме ручной клади, естественно) и получаете соответствующие багажные квитанции по числу мест багажа, на которых указываются пункт назначения и пункт отправления, номер рейса, дата вылета, фамилия, имя и пол пассажира, номер, который присваивается месту багажа, и его вес. На каждое место багажа наклеивается ярлык с теми же сведениями. Если ваш багаж превышает по весу или по количеству нормы бесплатного провоза багажа, то тут же осуществляется доплата за провоз сверхнормативного багажа, если вы не сделали этого ранее при покупке билета.

Каждый пассажир, за исключением детей до 2 лет, имеет право бесплатного провоза багажа в пределах следующих норм:
1) 40 кг - по билету первого класса;
2) 30 кг - по билету бизнес-класса;
3) 20 кг - по билету экономического класса.

При полетах на трансатлантических рейсах (в США, Канаду, Аргентину, Бразилию, Мексику и т.д.) норма бесплатной перевозки багажа установлена не по весу, а по количеству мест. Эта норма составляет два места; для первого и бизнес-классов вес каждого места не должен превышать 32 кг, а суммарные габариты (длина, ширина, высота) каждого из мест не должны превышать 158 см; для экономического класса вес каждого места также не должен превышать 32 кг, а суммарные габариты всего багажа (то есть двух мест) не должны превышать 273 см, при этом суммарные габариты одного из мест багажа не должны превышать 158 см. Кроме того, в кабине самолета вы можете бесплатно провозить 2 места ручной клади, которые могут размещаться на полке над рядами кресел в салоне самолета или под сидением. К ручной клади относятся: дипломаты, пластиковые пакеты, букеты цветов; дамские сумочки и папки для бумаг, зонтики и трости; пальто и другая верхняя одежда, питание для ребенка, детская дорожная колыбелька, складная инвалидная коляска и (или) костыли, если такие предметы пассажиру необходимы, ноутбуки и видеокамеры. В ручной клади не должно быть острых предметов, даже пилочек для ногтей, ножниц и ножей, такие вещи надо сдавать в багаж.

Но и в багажном отделении нельзя провозить все, что угодно. Пассажир не должен включать в свой багаж предметы, которые могут причинить вред самолету, другим пассажирам или их имуществу, а именно:
1) взрывчатые вещества (боеприпасы, снаряжение для охоты, пиротехнические средства, сигнальные ракеты и осветительные патроны, исключение составляют лишь оружие и боеприпасы в обойме или магазине, запертые в специальные металлические ящики);
2) сжатые газы в баллонах (горючие, негорючие или ядовитые: бытовой газ, бутан, кислород, пропан), в том числе заряженные баллоны аквалангистов;
3) коррозирующие жидкости;
4) окисляющие вещества (отбеливатели и перекиси);
5) радиоактивные вещества;
6) намагничивающие материалы;
7) легковоспламеняющиеся материалы (жидкости для зажигалок и нагрева, спички и другие подобные вещества);
8) ядовитые, вещества с резким запахом или раздражающие вещества (мышьяк, цианистые вещества, инсектициды, гербициды);
9) едкие вещества (кислоты, щелочи, аккумуляторные батареи, ртуть и аппараты, содержащие ртуть);
10) портфели и атташе-кейсы с вмонтированными сигнальными устройствами;
11) инфекционные материалы (бактерии, вирусные культуры);
12) почвы, живые укорененные растения, клубни, луковицы и другой посадочный материал;
13) семенной материал, свежие овощи и фрукты (их можно перевозить только в ручной клади в количествах, не превышающих 5 кг);
14) любые жидкости, за исключением тех, которые провозятся в ручной клади и предназначены для питья.

Также нельзя перевозить в самолете предметы, перевозка которых запрещена законами, постановлениями, правилами и предписаниями государственных органов любой страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка, например, наркотические средства и некоторые лекарства. Особые правила у перевозки оружия. В пассажирском салоне его перевозить запрещено. Оружие принимается к авиаперевозке только в специальном запирающемся металлическом контейнере в багажном отсеке, и естественно у вас должно быть разрешение на ношение и хранение оружия.

Вам не позволят взять с собой и предметы, которые, по мнению перевозчика, по своей массе, размеру или по другим характеристикам не приемлемы для перевозки в качестве багажа.

Если вес или количество мест вашего багажа превысит норму, то за сверхнормативный багаж вам придется доплачивать по тарифам вашей авиакомпании. Однако сверхнормативный багаж перевозится только при наличии технических возможностей. Так, если самолет заполнен полностью и практически все пассажиры везут много вещей, то в провозе сверхнормативного багажа вам могут отказать, особенно если вы подойдете к концу регистрации на рейс. И кстати, к сверхнормативному багажу всегда приравниваются: оборудование для лыжного спорта (одна пара лыж, включая ботинки и палки - это 3 кг багажа сверх нормы), гольфа или водных видов спорта, телевизоры, магнитофоны и другая электронно-бытовая техника весом более 10 кг, домашние животные и птицы, за исключением собак-поводырей, цветы, саженцы растений, овощи, пищевая зелень весом более 5 кг, даже если вес всего вашего багажа укладывается в нормативы. Например, если вы везете с собой лишь чемодан весом 10 кг и пару лыж, и следовательно, общий вес вашего багажа будет меньше 20 кг, то за лыжи вам все равно придется доплачивать.

Перед тем как сдавать чемоданы в багаж, их можно упаковать в плотную пленку (упаковка одного места багажа в российских аэропортах стоит около 100 руб.), дабы чемодан гарантированно не вскрывали, а к тому же чтобы он не испачкался и не побился.

После регистрации багажа авиакомпания принимает на себя ответственность за его сохранность и перевозку (кроме хрупких, ценных и скоропортящихся предметов). При утере багажа в аэропорту прибытия пассажир должен обратиться в независимую службу розыска багажа и заполнить специальный бланк (PIR) на розыск багажа. Претензия по поводу утери багажа может быть предъявлена в течение двух лет со дня прибытия самолета в пункт назначения, но если вы действительно хотите вернуть свой багаж, то тянуть с подачей заявления, естественно, не стоит.

Поиск утерянного багажа производится в течение 21 дня с момента поступления заявления от пассажира. Если за это время багаж не нашелся или нашелся в поврежденном виде, то принимается решение об установлении размера ущерба и выплате компенсации. Максимальный размер компенсации (при полной утере багажа) около 20 долларов США за килограмм зарегистрированного багажа и 400 долларов США за незарегистрированный багаж. Однако если вы считаете, что ваш багаж стоит больше, то еще перед отлетом вы можете объявить его ценность, за что заплатите дополнительный сбор, и в таком случае при его утере вы получите указанную вами стоимость багажа. Если же вы получили свой багаж в пункте назначения, но в поврежденном виде, то вы можете также предъявить перевозчику претензию - не позднее 7 дней с момента получения багажа, и вам должна быть выплачена компенсация.

Если вы не обнаружили свой багаж на специальной "ленте" в пункте назначения, то не стоит сразу паниковать. Во-первых, ваш багаж может обнаружиться на другой "ленте", то есть его могут просто неправильно выгрузить, а во-вторых, он может улететь с другим рейсом и потом вернется в целости и сохранности, как, например, было с багажом одного пассажира, который летел в Алжир и по прилету не обнаружил своего чемодана. Он написал соответствующее заявление, и спустя неделю его багаж нашелся, оказалось, что он летал в Грецию. Конечно, в таких ошибках приятного мало, но, как известно, хорошо то, что хорошо кончается.

Оказавшись на борту самолета, занимайте свое место и следуйте всем указаниям бортпроводников и командира корабля, не отстегивайте ремни безопасности и не вставайте с мест раньше, чем это будет разрешено. Внимательно прослушайте правила поведения в кризисных ситуациях, посмотрите, как пользоваться кислородной маской и спасательным жилетом - все это вам расскажут и покажут перед началом полета. Во время полета ведите себя спокойно, соблюдая правила поведения на борту самолета и правила поведения в общественных местах, не курите, если это не разрешено, и не злоупотребляйте спиртными напитками. Отключите сотовые телефоны, а во время взлета и посадки - ноутбуки и прочую технику, которая может создать помехи в работе электронного оборудования в кабине капитана самолета. Помните, что все эти правила - не каприз авиакомпаний, а необходимое обеспечение безопасности полета, в которой заинтересован каждый пассажир.

Если во время полета вы почувствовали себя плохо, то, скорее всего, вы страдаете воздушной болезнью. Чтобы предотвратить неприятные ощущения от воздушной болезни, если вы летите впервые или знаете, что страдаете ею, обязательно поешьте перед полетом, но легкую пищу - фрукты, овощи, салат, печенье, мюсли. Во время полета тоже ешьте только легкую пищу, исключите кофе, крепкий чай, алкоголь, никотин. Перед полетом также можно выпить витамин В1, снимающий излишнее напряжение нервов, и имбирный чай, помогающий от тошноты.

Естественно, регистрация на рейс и сдача багажа не начинаются, если рейс задерживается. В Европе права пассажиров в случае задержки рейса регламентируются предписанием Еврокомиссии от 17 февраля 2005 г. Оно распространяется на все рейсы - и регулярные, и чартерные. Согласно этому предписанию при задержке вылета по любой причине перевозчик должен предоставить пассажиру бесплатное питание и связь (2 телефонных звонка, факс, электронная почта), а если задержка длится более пяти часов, то пассажир имеет право отказаться от полета и потребовать возмещения полной стоимости билета. Если рейс откладывается до утра, то пассажиру должна быть предоставлена бесплатная гостиница и трансфер до нее. В случае задержки вылета по причине отмены рейса или в случае овербукинга (когда бронирование подтверждено большему количеству пассажиров, чем может в себя вместить самолет), то наряду со всем вышеуказанным пассажир имеет право на денежную компенсацию, которая зависит от дальности вашего полета и времени задержки. При овербукинге перевозчик может предложить вам добровольно отказаться от места в обмен на какие-нибудь бонусы при приобретении другого билета и, разумеется, возместить стоимость билета на текущий рейс. Если рейс отменяется по форс-мажорным обстоятельствам (плохие погодные условия, политическая нестабильность, угроза безопасности полета), то перевозчик не выплачивает компенсацию. Аналогичные правила действуют и во многих других странах (США, Канада, Япония). А вот в России, к сожалению, как всегда не все хорошо. Например, летом 2005 г. на направлении Москва - Монастир (Тунис) у компании "Трансаэро" (в общем-то, неплохой компании) несколько раз возникали проблемы овербукинга. Туристы, для которых не нашлось места в самолете, по пять-шесть часов торчали в аэропорте г. Монастир, при этом им не предоставлялись ни связь, ни еда, ни тем более гостиница, а потом улетали за собственные деньги с другим авиаперевозчиком и по возвращении в Москву не получали никакой компенсации. Остается только надеяться, что таких ситуаций будет как можно меньше, и ответственность авиакомпаний в таких случаях будет определена действующим жизнеспособным законодательством.

Агуреева О.В. В помощь пересекающему границу.


 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru