Туристы сейчас - люди просвещенные, в том числе в юридических вопросах. А потому турфирмы должны более внимательно оформлять свои взаимоотношения с туристами и не нарушать правил, установленных действующим законодательством. Иначе не избежать им судебных разбирательств. Причем не только с туристами, но и с Роспотребнадзором. О том, что нужно учитывать турфирмам при заключении договора о реализации туристского продукта, пойдет речь в этой статье.
Начнем с того, что на услуги по туристскому обслуживанию распространяются нормы, установленные для договоров возмездного оказания услуг*(1). В статье 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о туризме) этот договор поименован как договор о реализации туристского продукта. Прямо указано, что он должен соответствовать законодательству о защите прав потребителей. То есть, если условия конкретного договора ущемляют права туриста по сравнению с правилами, установленными Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), они признаются недействительными.
Для этого договора обязательна письменная форма. Несоблюдение указанного требования лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение договора и его условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и иные доказательства*(2).
Законом о туризме закреплен перечень существенных условий договора о реализации туристского продукта, отсутствие которых приведет к признанию такого договора незаключенным.
К сведению. Отсутствие письменного договора или хотя бы одного из существенных условий может рассматриваться как нарушение права потребителя на информацию. Следовательно, турфирму могут привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ*(3).
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц - от 5000 до 10 000 руб.
Существенными условиями договора о реализации туристского продукта являются:
1. Полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора. Указание на реестровый номер свидетельствует о наличии у туроператора необходимого финансового обеспечения и включении его в Единый федеральный реестр туроператоров.
2. Размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение.
Финансовое обеспечение включает в себя договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковскую гарантию исполнения обязательств по договору. Соответственно сведения об организации, предоставившей финансовое обеспечение, включают в себя сведения о страховщике, с которым заключен договор страхования ответственности, либо о банковской организации, предоставившей банковскую гарантию.
Справка. Размер финансового обеспечения составляет 10 млн руб. для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного, международного и внутреннего туризма, и 500 тыс. руб. для туроператоров, ведущих деятельность в сфере внутреннего туризма.
Внимание! Федеральный закон от 28.06.2009 N 123-ФЗ внес в статью 17.2 Закона о туризме следующие изменения.
Увеличен минимальный размер финансового обеспечения деятельности туроператоров, занимающихся выездным туризмом.
В частности, если годовая выручка туроператора не превысила 100 млн руб., то его финобеспечение должно быть не менее 30 млн руб. Такой же размер финансовых гарантий установлен для туроператоров, перешедших на УСН, а также для впервые планирующих заняться выездным туризмом.
Если годовая выручка компании составляет от 100 млн до 300 млн руб., ее финансовое обеспечение должно быть не менее 60 млн руб., а если выручка больше 300 млн руб. - не менее 100 млн руб.
Туроператоры должны выполнить новые требования законодательства в течение 60 дней со дня вступления в силу Закона N 123-ФЗ. Иначе они будут исключены из Единого федерального реестра туроператоров.
3. Сведения о туристе, а также об ином заказчике и о его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта.
Стороной, заключающей договор о предоставлении туристских услуг, может быть как сам турист, так и иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста и действующее в его пользу. Сведения о туристе (ином заказчике) могут включать в себя, например, фамилию, имя, отчество туриста (иного заказчика); паспортные данные; сведения о регистрации, адрес места жительства; место работы, должность; контактные телефоны.
4. Общая цена туристского продукта в рублях.
5. Информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (о месте нахождения средства размещения, его категории) и питания.
Так, ФАС Уральского округа в постановлении от 26.08.2008 N Ф09-6054/08-C1 признал обоснованными выводы суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, поскольку общество нарушило право потребителя на получение необходимой, достоверной и доступной информации о предоставляемой услуге: в договорах на право пользования курортной жилой площадью отсутствовали сведения о месте нахождения средства размещения.
6. Права, обязанности и ответственность сторон.
Как сказано выше, если условия договора ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, они признаются недействительными*(4). А за их включение в договор предусмотрена административная ответственность в виде штрафа: для должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб.; для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.*(5).
7. Условия изменения и расторжения договора.
По общему правилу изменение или расторжение договора, заключенного в письменной форме, осуществляется также в письменной форме. В документе должна быть информация о порядке и сроках информирования заинтересованной стороны об изменении или расторжении договора, порядок определения момента, с которого соглашение об изменении или о расторжении договора считается достигнутым.
Необходимо помнить, что каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.
К таковым Закон о туризме относит:
- ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке;
- изменение сроков совершения путешествия;
- непредвиденный рост транспортных тарифов;
- невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
8. Сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора.
Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения. При этом турист имеет право подать иск как по своему месту жительства (пребывания) либо по месту заключения или исполнения договора, так и по месту нахождения турфирмы*(6). Несоблюдение этих положений может привести к судебным разбирательствам не только с туристами, но и с Роспотребнадзором.
Например, ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 05.05.2008 N Ф08-2271/2008-817А по делу N А53-1612/2008-С4-19 указал, что к условиям, ущемляющим права потребителя, относятся положения заключенного между сторонами договора:
- о сроке подачи претензий по вопросу качества туристического обслуживания (поданные по истечении 20 дней после окончания тура претензии не принимаются) и о составлении протокола с указанием характера претензий, в то время как в статье 10 Закона о туризме не предусмотрена обязательность составления протокола и указано, что претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом к туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора;
- о рассмотрении неурегулированных между сторонами споров в судах по месту нахождения фирмы, в то время как статьей 29 ГПК РФ и статьей 17 Закона о защите прав потребителей установлена подсудность по выбору истца.
То есть вывод суда о наличии в действиях общества состава правонарушения по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ подтверждается материалами дела.
9. Сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат*(7).
Требование туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения или об уплате денежной суммы по банковской гарантии оформляется в письменном виде и предъявляется в срок, определенный договором. Соответствующие выплаты осуществляются в случае наличия факта установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения либо ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору.
Договор о реализации туристского продукта, заключаемый турагентом, должен содержать помимо вышеуказанных положений полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения) и почтовый адрес турагента*(8).
Обращаем внимание турагентов: несмотря на то что претензии по качеству туристского продукта предъявляются туроператору*(9), иногда к ответственности может быть привлечен и турагент.
Один из таких случаев был предметом рассмотрения Санкт-Петербургского городского суда*(10). Суть дела заключалась в следующем. Турист предъявил исковые требования к туроператору и турагенту о взыскании убытков и компенсации морального вреда, так как поездка не состоялась в связи с тем, что при прохождении паспортного контроля в аэропорту туристу было отказано в выезде из РФ из-за отсутствия заграничного паспорта у его шестилетнего сына, выезжающего с ним, и отсутствия фотографии сына в паспорте туриста. По мнению туриста, услуга ответчиками была оказана некачественно, поскольку порядок выезда с территории РФ не был доведен до его сведения.
Мировой суд отказал туристу в удовлетворении исковых требований. Апелляционным решением районный суд отменил решение мирового суда и удовлетворил иск. Причем взыскал большую часть стоимости туристского продукта с туроператора, турагент же должен был выплатить меньшую часть стоимости туристского продукта и компенсацию морального вреда в размере 3000 руб. вместо заявленных в иске 30 000 руб. Обеим фирмам был присужден штраф в доход государства.
Напоминаем! При удовлетворении требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца за несоблюдение добровольного порядка их удовлетворения штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя*(11).
Этим дело не закончилось. Туроператор подал надзорную жалобу, по результатам рассмотрения которой апелляционное решение районного суда было отменено и к ответственности был привлечен только турагент, с которого взыскали стоимость туристского продукта (из заявленных 43 056 руб. взыскано 29 722 руб.), а также штраф в доход государства. В удовлетворении исковых требований к туроператору было отказано. Суд надзорной инстанции обосновал свою позицию так.
В соответствии со статьей 9 Закона о туризме турагент продвигает и реализует туристский продукт на основании договора, заключаемого между ним и туроператором. В этом договоре должна содержаться взаимная ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждой из сторон перед туристом и (или) иным заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта. Из смысла положений абзаца 11 указанной статьи следует, что претензии туристов или иных заказчиков по договору о реализации туристского продукта могут предъявляться туроператору и турагенту. То есть Закон о туризме не исключает ответственности турагентов.
Между туроператором и турагентом было заключено агентское соглашение о реализации туристского продукта, статьей 1 которого предусмотрено, что туроператор (принципал) предоставляет турагенту права на комплексы туристских услуг в области международного туризма, оказываемых вне территории РФ, и поручает турагенту их реализацию посредством реализации турпутевок и оформления требуемых сопроводительных документов на условиях договора. Турагент, принимая указанное выше поручение к исполнению, действует от своего имени, но в интересах и за счет принципала в соответствии с полномочиями, установленными договором. Турагент приобретает права и становится обязанным по всем сделкам, совершенным им от своего имени с третьими лицами во исполнение договора, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Заключенным сторонами агентским соглашением предусмотрено также, что принципал не несет ответственности в случае возникновения проблем у туристов, которым турагент реализовал турпродукт, при прохождении паспортного и таможенного контроля. Поэтому ответственность за исполнение всех обязательств перед туристом в данном случае должна быть возложена на турагента.
Из изложенного следует, что турагент, заключая договор с туристом, должен учитывать и положения своего договора с туроператором. Причем и туроператорам, и турагентам необходимо иметь в виду следующее. Для того чтобы в суде доказать, что турфирма предоставила клиенту полную информацию о туре, в том числе и об условиях выезда из страны и въезда в нее, лучше оформить такую информацию в виде памяток и инструкций, которые будут являться приложением к договору о реализации туристского продукта. Причем на это нужно указать непосредственно в договоре.
Подводя итог, хотелось бы призвать турфирмы учитывать при заключении договоров с туристами как положения действующего законодательства, так и судебную практику во избежание длительных судебных тяжб и административных штрафов.
М.В. Марочкина, "В курсе правового дела", N 14-09.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ст. 779 ГК РФ
*(2) ст. 162 ГК РФ
*(3) п. 2 письма Роспотребнадзора от 31.08.2007 N 0100/8935-07-32
*(4) ч. 1 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"
*(5) ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ
*(6) п. 2 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1
*(7) ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
*(8) ст. 10.1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ
*(9) ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1
*(10) постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 15.10.2008 N 44г-253/08
*(11) п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1